Что такое инклюзия и инклюзивное образование? Что такое гетерогенная группа? Кто такие люди с ОВЗ и как правильно с ними общаться? Ответы на эти и другие вопросы искали педагоги МБОУ «СОШ №38» г. Чебоксары на лекциях преподавателей БОУ ДПО (ПК) С «Чувашского республиканского института образования» Миобразования ЧР. Напомним, что педагоги школы №38 проходили курсы повышения квалификации педагогических работников по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
«В международном понимании инклюзия давно ассоциируется с педагогикой разнообразия, основанной на принципе гетерогенных групп, когда в образовательный процесс вовлекаются абсолютно все люди, независимо от возраста, пола, состояния здоровья, этнической и религиозной принадлежности, интеллектуального таланта, отставания в развитии, социально-экономического статуса», – рассказывает Силатьева С.Н. преподаватель кафедры специального (коррекционного) инклюзивного образования. В нашем обществе инклюзивное образование пока ассоциируется с обучением детей-инвалидов. И тут важно понимать различие понятий интеграция и инклюзия. При интеграции в образовательный процесс ребенок с особенностями в развитии должен подстраиваться и «тянуть» школьную нагрузку наравне со всеми, что не всегда у «особенных» детей получается. Инклюзия же основана на том, что не ребенок должен подстроиться под определенный стандарт, а система измениться под него: с какими-то детьми придется работать по отдельным образовательным программам, для каких-то – создать доступную среду. «Инклюзия имеет целый ряд принципов, главный из которых – высочайшая ценность любой человеческой личности вне зависимости от ее успехов, способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать, каждый имеет право на общение и право быть услышанным, каждый нуждается в поддержке и дружбе ровесников. Поэтому в педагогике преобладает термин «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», а не «инвалид», – объясняет ректор, кандидат педагогических наук Савин С.Н. Терминология в системе инклюзивного образования носит ярко выраженный гуманистический характер. Здесь обучающийся не «прикованный к инвалидной коляске», а «использующий инвалидную коляску», не «жертва полиомиелита», а «перенесший» это заболевание, не «страдающий ДЦП», а «имеющий ДЦП» и т.д.
С 1 сентября инклюзивное образование официально пришло в школы. За одной партой оказались здоровые дети и дети с ОВЗ. Готовы ли мы к этому? «Ответ будет скорее отрицательный» – считают педагоги школы. Определенные трудности есть у педагогов, которым предстоит работать в новой системе, ведь педагог инклюзивного класса – это не просто педагог. Это одновременно и профессионал-предметник, и психолог, и воспитатель, и дефектолог. Похвастаться таким богатым набором компетенций могут немногие. Задачу подготовки учителей к инклюзивной системе образования, как уже было сказано, решает БОУ ДПО (ПК) С «Чувашского республиканского института образования» Миобразования ЧР, проводя мастер-классы, семинары, тренинги и лекции. Но есть и другие трудности, которые мешают быстрому и «безболезненному» внедрению инклюзии в образование. В качестве примеров можно привести отсутствие доступной архитектурной среды в образовательном учреждении, неприятие инклюзии некоторыми родителями здоровых учеников, а также нехватку тьюторов, часы работы которых «безразмерны», так как тьютор должен постоянно сопровождать процесс обучения «особенного» ребенка. Но мы надеемся, что общими усилиями мы преодолеем все трудности и освоим все новые технологии.