Анонимное анкетирование позволило изучить образовательную среду в школе при дистанционном обучении
Образовательная среда при дистанционном обучении имеет свои особенности и трудности. При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с педагогами минимален, а иногда отсутствует совсем. Данное условие вносит свои коррективы в образовательный процесс и приводит к возникновению конфликтных ситуаций между всеми участниками. Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности, являющейся безусловной и базовой потребностью человеческого существования.
Школа – пространство для роста и развития личности ребенка, да и педагогического сообщества в целом, пространство, где каждый может успешно реализовать свои творческие способности. Сегодня психологическая безопасность образовательной среды становится главным компонентом в создании условий организации образовательного процесса, обусловленным переходом системы образования на новые Федеральные государственные образовательные стандарты.
В школе на ограниченной территории взаимодействуют различные категории людей, отличающиеся социальным статусом, характером, темпераментом, манерой общения и уровнем культуры. Неудивительно, что в таких условиях есть риск возникновения конфликтных ситуаций между всеми участниками образовательного процесса, деструктивно отражающихся на их психологическом состоянии. Учителя, находясь в постоянном напряжении, подвержены эмоциональному и профессиональному выгоранию. У обучающихся, попавших в конфликтную ситуацию, наблюдаются нарушения в формировании и развитии личности. Родители иногда испытывают неудовлетворенность качеством системы образования.
Для создания условий формирования психологической безопасности образовательной среды в конце апреля этого года педагогом-психологом МБОУ «СОШ №38» г. Чебоксары К.Г. Ярановой организовано и проведено изучение психологической безопасности образовательной среды в школе при дистанционном обучении. Охват обследуемых участников образовательного процесса составил 459 педагогов, родителей и учеников.
Результаты мониторинга отражают доминирующий позитивный тип отношения педагогов к образовательной среде школы при дистанционном обучении. При этом результаты, полученные на основе исследования мнения родителей и учеников, говорят о том, что отношение данных участников образовательного процесса к дистанционной форме обучения имеет нейтральное (противоречивое) отношение. При обработке результатов мониторинга мы выяснили, что и педагоги, и родители, и обучающиеся испытывают эмоциональную комфортность при дистанционной форме обучения, удовлетворены личностно-доверительным общением и основными характеристиками процесса взаимодействия. Анализ среднегрупповых значений индекса психологической безопасности и уровня защищенности от психологического насилия показал, что наиболее защищенными во взаимодействии всех групп (учитель, ученик, родитель, администрация) чувствуют себя обучающиеся. Имеется оптимальный уровень напряжения во взаимодействии педагогического сообщества с родителями и администрацией.
Анализ полученных в ходе анонимного анкетирования показателей говорит о благоприятном психологическом климате в образовательной среде МБОУ «СОШ №38» г. Чебоксары при дистанционном обучении.
Обсуждение результатов исследования было организовано педагогом-психологом школы К.Г. Ярановой на методическом семинаре «Психологические приемы бесконфликтного взаимодействия участников образовательного процесса» в режиме видеоконференции. Он стал заключительным в этом учебном году мероприятием школьного профилактического проекта «Тепло души», реализуемого в рамках муниципального проекта «Душевные ресурсы».
Ценные и практические рекомендации по конструктивным моделям поведения в конфликте, психологическим приемам профилактики конфликтов, тактике психологического айкидо несомненно помогут педагогам обрести внутренний ресурс для разрешения конфликтных ситуаций и их дальнейшего недопущения. Полученные знания способствуют выстраиванию механизмов защиты в экстремальной ситуации.