Печать

В современной российской школе достаточно успешно стал применяться метод проектов. Это связано, прежде всего, с тем, что в период бурной информатизации общества особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Обратимся к истокам возникновения этого метода в школьном обучении. Метод проектов возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученик В. Килпатрик. Главное, чего добивались авторы метода проектов - строить обучение на активной основе, используя деятельность ученика, его интересы и потребности. В России идея проектного метода возникла параллельно с разработками американских специалистов. Известна, к примеру, статья Н.К. Крупской "Метод проектов", где данное понятие определяется как "метод увязки теории с практикой", как система учебно-воспитательной работы, в которую "встроены" конкретные практические творческие дела учащихся.

Проект - буквально "брошенный вперед", то есть проектирование - процесс создания прототипа (прообраза) какого-либо объекта (состояния).

Эта деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Проекты могут быть различными по содержанию. В школе №38 ученики средней школы работают над межпредметными проектам, которые интегрируют содержание нескольких образовательных областей. Этот тип проекта весьма целесообразен, так как опирается на психологическую особенность школьников - их целостное восприятие окружающего мира. Надпредметный проект выполняется в рамках внеурочной деятельности школьников, в основу положена методика смыслового чтения, реализацию которой требуют от нас современные стандарты образования.

В этом учебном году ребята работали по известным книгам зарубежных и российских классиков А.К. Дойл, Ж. Верн, Д. Дефо, В. Распутин и В. Каверин. Особое внимание среди учащихся восьмых классов привлекла к себе антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

В результате 4 дней работы экспертных комиссий, членами которых были педагоги школы, было заслушано и зачтено более 200 проектов групповых и индивидуальных выполненных учениками 5-8 классов в различных областях: география и путешествия, здоровье и экология, математика и физика, исследования в области человеческих взаимоотношений и гипотезы о существовании затерянных миров. Проекты защищались сразу на трех языках: русском, чувашском и английском.

С каждым годом качество выполняемых работ становится выше, все больше проектов, выдающих в конечном итоге продукт реально применимый на практике: короткометражный фильм (8а), буктрейлер (8а), календарь с математическими задачами (5а) и даже карта Затерянного мира (5а). Без внимания экспертов не остались и исследования в области здоровья человека (8б) и человеческих взаимоотношений (6в). Все участники Дней Проекта получили сертификаты с заработанными баллами, а лучшие, набравшие максимальное количество – 12 баллов, грамоты и поощрительные призы.

В школе №38 в рамках внеурочной деятельности реализуется множество направлений, в том числе есть среди них и творческие проекты. Результат своей работы также представили ученицы 5-6 классов 10 февраля на мероприятии подведения итогов Дней Проектов - зажигательные и современные "уличные танцы" (street dance). Это понятие объединяет различные танцевальные стили, исполняемые за пределами специализированных хореографических студий: на улицах, во дворах, в клубах, на дискотеках, очень популярно среди подростков. Руководитель хореографической студии Николаев Антон Евгеньевич впервые выставил своих воспитанников на «суд» публики. Публика, в лице школьников 5-8 классов, приняла выступление бурными аплодисментами. А педагоги уже задумываются какие книги выбрать для следующего Дня Проектов и предлагают взять инициативу в этом вопросе ученикам школы, проведя голосование за интересующие их литературные произведения. Посмотрим кто победит классика или современные жанры….