В современной российской школе достаточно успешно стал применяться метод проектов. Это связано, прежде всего, с тем, что в период бурной информатизации общества особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Обратимся к истокам возникновения этого метода в школьном обучении. Метод проектов возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученик В. Килпатрик. Главное, чего добивались авторы метода проектов - строить обучение на активной основе, используя деятельность ученика, его интересы и потребности. В России идея проектного метода возникла параллельно с разработками американских специалистов. Известна, к примеру, статья Н.К. Крупской "Метод проектов", где данное понятие определяется как "метод увязки теории с практикой", как система учебно-воспитательной работы, в которую "встроены" конкретные практические творческие дела учащихся.

Проект - буквально "брошенный вперед", то есть проектирование - процесс создания прототипа (прообраза) какого-либо объекта (состояния).

Эта деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Проекты могут быть различными по содержанию. В школе №38 ученики средней школы работают над межпредметными проектам, которые интегрируют содержание нескольких образовательных областей. Этот тип проекта весьма целесообразен, так как опирается на психологическую особенность школьников - их целостное восприятие окружающего мира. Надпредметный проект выполняется в рамках внеурочной деятельности школьников, в основу положена методика смыслового чтения, реализацию которой требуют от нас современные стандарты образования.

В этом учебном году ребята работали по известным книгам зарубежных и российских классиков А.К. Дойл, Ж. Верн, Д. Дефо, В. Распутин и В. Каверин. Особое внимание среди учащихся восьмых классов привлекла к себе антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

В результате 4 дней работы экспертных комиссий, членами которых были педагоги школы, было заслушано и зачтено более 200 проектов групповых и индивидуальных выполненных учениками 5-8 классов в различных областях: география и путешествия, здоровье и экология, математика и физика, исследования в области человеческих взаимоотношений и гипотезы о существовании затерянных миров. Проекты защищались сразу на трех языках: русском, чувашском и английском.

С каждым годом качество выполняемых работ становится выше, все больше проектов, выдающих в конечном итоге продукт реально применимый на практике: короткометражный фильм (8а), буктрейлер (8а), календарь с математическими задачами (5а) и даже карта Затерянного мира (5а). Без внимания экспертов не остались и исследования в области здоровья человека (8б) и человеческих взаимоотношений (6в). Все участники Дней Проекта получили сертификаты с заработанными баллами, а лучшие, набравшие максимальное количество – 12 баллов, грамоты и поощрительные призы.

В школе №38 в рамках внеурочной деятельности реализуется множество направлений, в том числе есть среди них и творческие проекты. Результат своей работы также представили ученицы 5-6 классов 10 февраля на мероприятии подведения итогов Дней Проектов - зажигательные и современные "уличные танцы" (street dance). Это понятие объединяет различные танцевальные стили, исполняемые за пределами специализированных хореографических студий: на улицах, во дворах, в клубах, на дискотеках, очень популярно среди подростков. Руководитель хореографической студии Николаев Антон Евгеньевич впервые выставил своих воспитанников на «суд» публики. Публика, в лице школьников 5-8 классов, приняла выступление бурными аплодисментами. А педагоги уже задумываются какие книги выбрать для следующего Дня Проектов и предлагают взять инициативу в этом вопросе ученикам школы, проведя голосование за интересующие их литературные произведения. Посмотрим кто победит классика или современные жанры….  

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?