Огромное впечатление на школьников произвели выставки художественного музея

В рамках плана мероприятий по празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, месячника по оборонно-массовой патриотической работе и реализации проекта «Живые уроки» учащиеся нашей школы посетили Чувашский государственный художественный музей.

В залах музея  открыты выставки «Горит на земле Волгограда Вечный огонь солдатский…», «Она несла в худой руке Кусочек сахара блокадный…» Они продолжают выставочный проект, подготовленный музеем к Году памяти и славы, году 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В экспозиции выставки, посвященной Сталинградской битве, представлено 15 произведений из фондов ЧГХМ.

Ребята познакомились с произведениями художников военных лет, увидели и подержали в руках оружие, осколки снарядов, пробитые каски немецких солдат.

Внимательно ребята слушали рассказ куратора выставок Валентины Бобровой.

Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем у стен Сталинграда и непосредственно в самом городе продолжалась эта ожесточенная битва. Ценой огромных потерь и лишений бойцы и командиры Красной Армии смогли добиться не просто победы в сражении, но и коренного перелома в истории Великой Отечественной войны.        

Сталинградская битва неоднократно привлекала внимание художников не только в годы войны, но и в мирное время. Ей посвятили свои произведения многие мастера изобразительного искусства, но, безусловно, особое место занимают среди них  свидетельства художников-фронтовиков.

Тема Сталинградской битвы и героического подвига нашего народа занимает ведущее место в творчестве участника Великой Отечественной войны художника Алексея Прокопенко. Борьбе за господствовавшую над городом высоту 102,0, длившейся сто тридцать пять дней, посвящена его картина «Мамаев курган. 1942-й».

Победоносное завершение сражения на Волге и капитуляция целой армии во главе с германским фельдмаршалом Фридрихом Паулюсом не оставили равнодушными и художников, работавших в тылу. Свидетельством тому служит графический лист «Гитлеровцы в плену. Сталинград» одного из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства Никиты Сверчкова.

Настоящим памятником мужеству и героизму советских воинов, сражавшихся в Сталинграде, стал историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Одним из скульпторов, работавших над созданием этого комплекса, был Лев Майстренко, чей «Портрет маршала В.И. Чуйкова» представлен на выставке.

Величественный монумент «Родина-мать зовет!», венчающий Мамаев курган, запечатлела на одном из листов триптиха «Память» Адель Ефейкина. Аллегорический символ Родины, скромный обелиск и букет гвоздик — именно в них воплощена для художницы память об этой войне.

Самая страшная война XXвека оставила неизгладимый след в жизни каждой семьи и память о погибших хранится в наших сердцах. И до тех пор, пока жива память об этих героях, память о безмерном подвиге, совершенном во имя Родины, живы и они. Тем, кто сражался на полях Великой Отечественной войны, знаменитым героям и неизвестным солдатам посвящена серия выставок, подготовленная Чувашским государственным художественным музеем.

Много исторической информации дети узнали о Блокаде в Ленинграде…«Она несла в худой руке/ Кусочек сахара блокадный…»

Узнали о «дороге жизни», запечатленной на полотнах художников, которые были участниками тех событий…

Героических защитников Ленинграда можно увидеть на литографии Валентина Курдова «Переправа» из серии «По дорогам войны», выполненной на основе материала, собранного во время командировок в передовые части фронта и на партизанских базах. Знаменитая «Дорога жизни», по которой в город везли продовольствие и эвакуировали ленинградцев, запечатлена на картине Виктора Прошкина «Ладога». Нельзя не упомянуть и об эскизе обложки альбома «Ледовая трасса», созданном студентом Института живописи, скульптуры и архитектуры Евгением Бургуловым, который воевал на Ленинградском фронте.

Именно «Дорога жизни» помогла осажденному Ленинграду выжить в то трагическое и героическое время, несмотря на все трудности, голод и лишения, бомбежки и артобстрелы. Не просто выжить, но и отстоять свой город. Торжественный момент «Вручения Ленинграду ордена Ленина», произошедший 27 января 1945 года, воспроизвел на своем офорте художник Николай Павлов – один из тех миллионов ленинградцев, которые «в трудных условиях блокады проявили мужество и героизм, дисциплину и стойкость». Ленинград того времени можно увидеть на литографии «Адмиралтейство» одного из организаторов и ведущих плакатистов «Боевого карандаша» Ивана Астапова.

Судьба Ленинграда и его жителей, все, что было пережито ими в то страшное время, продолжала волновать художников и после войны. К ним обращаются Василий Дранишников в литографии «Из блокадного Ленинграда», Юрий Крикловенский и Татьяна Бритвина в линогравюрах «Ленинград в дни блокады» и «Живи! Из серии «Блокада». Навеки оказалась связана с историей города и «Седьмая симфония» композитора Дмитрия Шостаковича, чей портрет, награвированный художником Анатолием Давыдовым в 1991 году, будет также показан на выставке.

Познакомились с дневником  Тани Савичевой, который, стал одним из скорбных символов блокады.. Образ ленинградской школьницы, потерявшей в первый год блокады всех родных людей, нашел отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке. В экспозиции можно будет увидеть офорт «Таня Савичева – блокадница» Элеоноры Кондиайн, а также графический и живописные портреты девочки Ивана Григорьева.

И все же Ленинград победил. Жителей героического города, доживших до Победы и начинающих новую мирную жизнь, запечатлела Нина Новосельская на линогравюре «Май 1945 года» из серии «Ленинград в блокаде».

Экскурсия была познавательной и оставила массу впечатлений.

Мы очень благодарны коллективу Чувашского государственного художественного музея. Огромное спасибо куратору выставок Валентине Бобровой.

0-FWXQKG-YHs

Dv-KCelw-B9bo

Hf-OC6-N9f-VE8

M9r-H1e-DZTw-A

Mf-Cz-FB-ELPo

nq6ci-AC4t5-Q

OBPS4-AKu4b-Q

ok-XBP9-V9-Lu4

Qd4718-UNh-GQ

qfx-z-JGIi-Y

TIRw0pv-Kkt-Y

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?